Get Adobe Flash player

Лічильники

Реклама

Баннер

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ РОМАНА ШИЖЕНСКОГО «INDIGENOUS RELIGIONS «РУСЬ ЯЗЫЧЕСКАЯ»: ЭТНИЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ В РОССИИ И УКРАИНЕ ХХ – ХХІ ВВ.»

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ РОМАНА ШИЖЕНСКОГО «INDIGENOUS RELIGIONS «РУСЬ ЯЗЫЧЕСКАЯ»: ЭТНИЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ В РОССИИ И УКРАИНЕ ХХ – ХХІ ВВ.»

 

МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРВЬЮ

 

Г.Н. Боценюк

(Князь Огин)

 

  1. 1.       Сообщите сведения о себе: возраст, пол, социальное положение, образование, место жительства;

Родился в 1971 году в семье служащих, закончил факультет Журналистики Киевского Государственного Университета имени Тараса Шевченко, являюсь руководителем Славянского духовного движения «Великий Огонь». Являюсь директором юридической фирмы. Живу в Киеве.

  1. 2.       Что такое «язычество» в Вашем понимании?

На этот вопрос ответить легко, но вместе с тем и очень сложно. У академика Рыбакова есть одна удачная фраза (у него есть еще несколько удачных фраз, но об этом позже), так вот, он сказал: «Нет более туманного и неопределённого термина, чем «язычество»; возникнув в церковной среде, он первоначально означал всё дохристианское и нехристианское; им покрывалась и ведическая гимнография Индии, и литературно обработанная мифология классической Греции, и годовой цикл славянских или кельтских аграрных обрядов, и шаманство сибирских охотников. Если мы говорим о язычестве, то в первую очередь мы понимаем язычество славянское, а в более широком смысле  – язычество славян, балтов и скандинавов, так как их культы были во многом схожи, но имели и важные отличия. В моём понимании, язычество – это система моральных ценностей, мировоззрение, культура и обычаи славян не утратившие свою самобытность, не засорённые пластами чуждой духовной культуры.

 

Показателен в данном случае пример свадебной обрядности моей родины - Полесья. Только с конца XVIII века обязательной составляющей свадебного обряда в Полесском крае становится венчание в церкви, очевидно, не без влияния утверждавшейся на этих землях в результате разделов Польши царской России и её Синода. Однако, даже вмешательство церкви в свадебную обрядность фактически не изменило сути и смысла народной свадьбы. Лишь после соблюдения всех народных обрядов, продиктованных обычаем, свадьба в глазах общины становилась законным актом. Более того, именно свадьбу по народному обряду на Полесье считали обязательной, без неё, даже при наличии венчания в церкви, жизнь молодожёнов вместе была недопустимой, и они жили раздельно, как чужие. Только в 1843 году, в результате издания специального указа Синода об обязательной совместной жизни молодожёнов после церковного венчания и последующих репрессивных мер, эта практика сошла на нет.

Сам термин «язычество» мне не очень нравится, хоть мне и приходится его использовать в просветительской деятельности, во всяком случае, люди, которые еще не сталкивались с языческой духовностью, сразу понимают, что речь идёт об исконных верованиях наших предков. Недавний термин «родноверие» тоже, как мне кажется, не совсем уместен в наше время. Так уж исторически сложилось, что церковь уже много веков является традиционной и близкой значительной части славян, стала для них родной, а попытка переосмыслить слово «родноверие» как веру в единого всевышнего бога Рода так же комична и несуразна, как и термин «православное родноверие», то есть родноверие «правь славящих». Наиболее оптимальным, на мой взгляд, является определение язычеству, которое применил в конце 80-х годов прошлого века известный украинский краевед Александр Иващенко – «славянское народоверие».

3.       К какому направлению в современном язычестве Вы себя относите?

Когда мы создали в 1990 году нашу первую общину (в последствии она стала первой официальной языческой организацией в Славянских странах), ни о каких других направления мы не знали, да их в те времена почти и не было. Логично назвать нас огнищанами, сторонниками Славянского духовного движения «Великий Огонь».

Любопытную классификацию придумал один из старейших русских язычников Доброслав. Он разделил людей, называющих себя славянскими язычниками, на две категории:

  1. почитающие т.н. "Велесову книгу", придумывающие жизнеописания богов, пляшущие вокруг деревянных болванов и приносящие им потешные жертвы;
  2. почитающие саму МАТЬ-ПРИРОДУ, выбирающие своей дорогой языческое здравомыслие, свободное от догм, боговщины и грубого идолопоклонничества.

При такой классификации мы относимся ко второй группе, так как наше учение не основано на почитании богов в значении «теос». В основу идеологической концепции «Великого Огня» была положена не мифологически-религиозная, а легендарно-героическая модель духовного учения. Наша собственная классификация славянских языческих движений современности выглядит следующим образом:

Псевдоязычники – это откровенные мошенники и шарлатаны, которые, пользуясь возрастающим интересом к славянскому народоверию, играют словами, превращая их в пошлые каламбуры; выдумывают звания академиков нетрадиционной науки и псевдоучения; создают деструктивные секты для личного обогащения, не брезгуя даже называть древних богов инопланетянами, чтобы завлечь в свою паутину наивных людей.

Неоязычники (реконструкторы), которые пытаются возродить славянское народоверие на основе имеющихся на сегодняшний день и авторитетных для нашего времени научных данных. Этот метод является перспективным, но, превращая научные труды в догму (особенно труды академика Рыбакова, основанные на реконструкции славянского язычества по аналогии с греко-римской мифологией, к тому же находящиеся под прессом политического видения Карла Маркса и Владимира Ульянова), и не имея прямой передачи языческой традиции, реконструкторы обречены на неудачу, поскольку рабовладельческое общество античного мира и свободные племена протославян не могли иметь общей мифологии, а их мировоззрение (в том числе мифологическое) было антагонистическим.

4.       В какой религиозной общине вы состоите (название религиозной организации, ее численность, социальный и возрастной состав)?

Я думаю, будет логичнее сказать, что я руковожу Славянским духовным движением «Великий Огонь», которое в настоящий момент насчитывает десять сильных общин в Украине. У нас есть официальные представители за рубежом Украины (в России и США). После 17 августа, когда мы отметим 20-летие организации, планируем официально зарегистрировать духовный центр нашего движения.

Люди, исповедующие учение «Великого Огня» и принявшие духовное посвящение, называют себя огнищанами. Это в основном молодые люди от 25 до 35 лет, как правило, с высшим техническим образованием. Но есть в наших общинах и люди почтенного возраста, представители культурной интеллигенции. На сегодняшний момент духовное посвящение в нашей организации приняли более двух тысяч человек.

5.       Является ли Ваша община членом какого-либо религиозного союза?

Мы являемся членами WCER (Всемирного Конгресса Этнических Религий). Есть организации с которыми мы имеем дружественные отношения – в Украине это Собор Рідної Української Віри и Собор Українських Звичаєвих Громад. В России дружественной нам организацией является Круг Языческой Традиции.

6.       Какое событие (события) в становлении современного язычества Вы считаете наиболее важным?
  • Находка спелеологической экспедиции под руководством Александра Кравчука в 1991 году. В старинных подземельях под Житомиром было обнаружено тайное языческое святилище, которое не было осквернено иноверцами, судя по найденным экспонатам, служба проводилась до середины XVII века.
  • Признание веры Асатру второй государственной религией Исландии.
  • Празднование нашей Киевской общиной языческого Купала в 1997 году в Голосеевском парке Киева при поддержке администрации парка и Управления культуры Киевской городской администрации (в празднике приняли участие две с половиной тысячи человек).
  • Выход книги Евгения Сварожича (Евгения Смирнова, в то время Народного депутата Украины), «Золотой паук вод».
  • Посвящение Йонаса Тринкунаса 21 октября 2002 года в звание Криве Кривайтиса (Верховного жреца литовской языческой традиции). В тот день в центре Вильнюса у жертвенника на кургане князя Гедемина Великого, где проходил обряд, до того в последний раз проводившийся ровно 600 лет назад, собралось 100 тысяч человек.
  • Постройка общественного жертвенника на горе Хоривица в Киеве, которое было окончено в 2008 году.
  • Установка образа Перуна на Старокыевой горе в центре Киева и торжественный ход представителей практически всех родноверческих течений от берега Днепра в День Независимости Украины в 2009 году.
  • Официальное Заявление Круга Языческой Традиции и Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры от 25 декабря 2009 года "О подменах понятий в языке и истории славян, и о псевдоязычестве". Кстати, «Великий Огонь» это заявление тоже официально поддерживает.
7.       Существует ли в Вашей общине иерархическая лестница (глава, верховный волхв, старейшина, князь, воевода и т.п.)? Если существует, то каковы основные функции «выборных» членов общины?

Иерархическая лестница существует, и так уж случилось, что я сижу на её вершине. Мы долго не могли придумать, как должен называться руководитель нашей первой общины. Потом решили, что более всего подходит звания Князя. В данном случае мы говорим о князе, как хранителе традиций.

Привожу информацию из "Этимологический русскоязычный словарь Фасмера":

КНЯЗЬ
род. п. -н, укр. князь, ст.-слав. кънѕь, (Супр.), болг. кнез "старейшина", сербохорв. кнез "князь", словен. knez "граф, князь", др.-чеш. knez, слвц. knaz "священник", польск. ksiadz – то же, в.-луж. knjez "господин; священник", н.-луж. knez "господин, священник", полаб. knaz "дворянин, помещик". Праслав. *kъnedzь заимств. из прагерм. *kuningaz или гот. *kuniggs, д.-в.-н. kuning, производного от kuni "род", откуда и фин., эст. kuningas "король"; см. Мi. ЕW 155; Бернекер 1, 663; Уленбек, AfslPh 15, 448; Кипарский 181 и сл. Знач. князь "жених" и "нарыв" табуистич. происхождения; см. Хаверс 92. Форма им. мн. князья восходит к др.-русск. княжья, собир., др.-чеш. knezie, чеш. knezi с -з- от князь. Герм. праформа *kuningiaz у Микколы (Ursl. Gr. 12) висит в воздухе. [О более позднем времени заимствования см. Экблом, "Scando-Slavica", 3, 1957, стр. 176 и сл. Иначе Курилович, SSS, стр. 34. – Т.]

 Князь в нашем понимании  - это старейшина, служитель культа. Он разрешает разногласия и споры между общинниками, назначает Ярла общины, который руководит общиной от его имени во время отсутствия Князя. Согласно уставу общины, Князь также формирует из рядовых огнищан Круг Сварожичей, а из Круга Сварожичей – Круг Кудесников. Сварожич – это начальное духовное звание в «Великом Огне». Приняв звание Сварожича, человек посвящает свою жизнь служению культа Сварога.  Когда же человек имеет духовную силу и достаточные знания, он проходит обряд посвящения в Кудесники. Высшим духовным званием в нашем движении является звание Волхва, но волхвов у нас пока нет. Может быть, мы слишком требовательно относимся к человеку, которого можно назвать Волхвом. В нашем понимании Волхв - это человек, наделённый не только мудростью, но и сверхспособностями, неистовой духовной силой, почти что полубог. Часто меня пытаются назвать Волхвом, но я честно признаюсь, что еще не чувствую в себе той могучей силы, которая позволила бы мне носить это звание, потому мой полный титул сейчас звучит как – Князь-Кудесник. Волхвами, возможно, смогут стать мои дети и внуки.

8.       Перечислите и охарактеризуйте основные источники (священные тексты) по язычеству используемые в Вашей общине. Ваше отношение к: «Влесовой книге», «Боянову гимну», «Русским ведам» и т.п.?

Я думаю, что «Влескнига» - это фальсификация, вероятно, всё же основанная на каком-то подлинном документе. Мой друг Орий Безверхый (руководитель Собора Родной Украинской Веры) написал об этом недавно хорошую книгу, проанализировав все известные нам факты о находках и работах Миролюбова.

Не меньше споров вызывает и «Боянов гимн», подлинность которого вызывала сомнения еще и в старые времена, а варианты переводов выглядят еще более сомнительно. Хотелось бы, чтобы своё мнение по поводу «Боянова гимна» сказали не только аматоры, но и авторитетные учёные. Лично у меня нет достаточных данных для того, чтобы делать выводы.

Отношение к русским, славянским, славяно-арийским ведам, возможно появились и еще какие-нибудь, у меня однозначное – маразматический бред безграмотных людей.

У меня не вызывает сомнений значимость и аутентичность «Слова о полку Игореве». Очень жаль, что многие историки до сих делают вид, что не замечают значения фразы: «А того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам Киевским?! Этого бы с нами не случилось…»; а уж стыдливо подменять букву «а» на «и», чтобы прикрыть горький сарказм автора «Слова…» (Живы князья и бояре, а дружина – аминь), метод не самый научный.

Наше учение основано на текстах старинной книги «Волхв Сила». Нам не удалось скрыть сам факт существования этого памятника, как предполагалось изначально, но может быть и время пришло. Осенью мы планируем показать нашу реликвию главам дружественных общин, о чём я сообщил еще в конце прошлого года. Во всяком случае, мы имеем доказательство беспрерывной передачи древней духовной традиции. Многие наши побратимы после этого события смогут переосмыслить те стереотипы, которые сложились вокруг славянского народоверия, и это к лучшему, так как в последние годы в языческом движении наблюдается застой.

Кроме того, священным писанием «Великого Огня» признана в 2003 году книга Евгения Сварожича «Золотой паук вод». К сожалению, посмертно.

9.       Расскажите о религиозном учении Вашей общины:
  • представление об этапах становления мироздания (происхождение Вселенной, богов, людей и т.д.);

Я уже говорил о том, что наша религия не является теистической и не предполагает существование демиурга. Космогония в учении «Великого Огня» отсутствует, а в противовес ей выдвигается идея Величия Бесконечности. Вселенная – это бесконечный и безначальный поток материи в бесконечном пути времён, ведь у бесконечности не может быть ни конца, ни начала. При этом люди, которые верят в божественное происхождение мира, в нашем движении тоже есть, но мы не заостряем на этом внимание. Жизнь человека в этом мире, его собственная маленькая вселенная, отражающаяся в сознании, неизмеримо важнее тех вопросов, на которые, может быть, смогут ответить только будущие поколения.

Есть и такие огнищане, которые утверждают, что происхождение мира не закончено, а каждый из нас является творцом мироздания, в том числе создавая богов, которые помогают создавать новый добрый светлый мир из хаоса и тьмы, и которые нас окружают.

В тех или иных формах жизнь существовала всегда. Это относится не только к растениям и животным, людям и богам, но и ко всему мирозданию, пронизанному постоянными потоками энергии. Кто может утверждать, что наша земля (вся планета) не является живым существом?

Я уверен, что языческому мировоззрению для того, чтобы выжить и быть конкурентоспособным в наше время, нельзя погружаться в мракобесие и выдумывать антинаучные теории. Наши предки рассматривали науку и знания как неотъемлемую часть культуры, в том числе культуры духовной, ведь древние славянские волхвы, по сути, являлись интеллигенцией древнего славянского общества, совмещая в себе навыки учителя, врачевателя, естествоиспытателя и астронома. Если мы говорим о возрождении славянского народоверия, то под этим следует понимать развитие, а не деградацию.

  • основные божества (духи, демоны, силы), их функции;

Боги в нашем понимании существенно отличаются от общепринятых стереотипов. Даждьбог и Стрибог – это стихии, неодушевлённые, но пронизывающие нас животворящей силой, дарующие жизнь. Жизнь всех живых существ на земле связана с водой. Испаряясь над морями, силой небесных ветров Стрибожьих, небесная влага Даждьбожьими стрелами орошает землю, оплодотворяя её. Согретая ласковым солнцем земля даёт жизнь деревьям и травам, а обработанные поля дают урожай, благодаря чему и живут люди. Солнце в древности имело четыре имени – весеннее солнце наши пращуры называли Хорсом, Ярилой величали жгучее летнее солнце, осенью встречали Святовида, а холодное зимнее светило звалось Колядою.

Наибольшее значение в культе «Великого Огня» занимают образы предков. Живые души пращуров – навьи, оберегающие нас духовно, неразрывно связаны с нашим существованием. Высшие навьи, среди которых следует упомянуть Сварога, согласно легенде жившего двенадцать тысяч лет назад, а так же Рода и его сыновей, среди которых мы чтим более других могучего Перуна, были наделены сверхчеловеческой силой. Их мудрость и моральные законы, являющиеся для нас обычаем, живы и до нашего времени. Именно благодаря закону Сварога мы имеем семью в традиционном понимании этого слова. Любовь одного мужчины к одной женщине, супружеская верность – вот те черты, которыми по праву гордились наши предки. Перун был настолько могущественен духом, что из рук его вырывались молнии поражающие врагов, потому и сейчас во время грозы мы славим Великого Перуна. Славянские и балтийские служители культа Сварога являются прямыми потомками Перуна, потому он нам ближе, чем его легендарные братья – Один и Водан (в балтийской традиции – Патолс и Потримс). Во время обрядов и посвящений мы обращаемся к навьям и просим их содействия в нашей жизни. Обычай ссылаться на «старых людей» и поминать их добрым словом сохранился в украинских сёлах до сего времени. Не может быть сомнений, что в древности различали души мужчин – воинов, и души женщин – рожаниц. Современные исследователи привязывают старинные упоминания о рожаницах к образу Рода, но в данном случае не следует проводить ассоциации по простому созвучию. Версия академика Рыбакова (Рожаницы и Лоси) вообще смехотворна. Сонм рожаниц бережет от болезней, помогает хозяйке в бытовой магии и, конечно же, содействует появлению здорового потомства. Обращаться к Великой Ладе, супруге могучего Перуна, перед войной не очень логично, уж лучше попросить помощи у самого владыки молний, а вот перед родами к нему не очень логично направлять молитвы. Современные огнищане называют себя внуками Перуна и правнуками Сварога. Мы думаем, что души наших пращуров не умерли, потому и называем их навьями – рождёнными на века. Наши души понесут в бессмертие наши потомки. Пока жив род, пока есть кровные продолжатели рода, жива и душа человека.

  • священные места (рощи, озера, холмы, родники и т.п.),

Мир вокруг нас пронизан тонкими энергиями, некоторые из них враждебны людям. Все народы во все времена слагали легенды о злых духах и о том, как с ними бороться. Для этого существует обереги, охранные амулеты и перстни, культовое оружие. Знающие люди, наделённые силой духа, могут оградить себя и своих родных от негативного влияния злых сил. Для этого используются специальные обряды. Иногда негативная энергия настолько сильна и опасна, что очистительные обряды нужно проводить в особых Местах Силы, используя при этом могущественные артефакты. В славянской духовной традиции не принято задабривать злых духов, с ними нужно активно бороться, но многие природные энергии нейтральны для человека. В древности их называли вилиями, лешими, водяными, дивами. С ними нужно иметь хорошие отношения и жить с ними в гармонии, это только укрепит наш дух и здоровье.

  • постройки культового значения (храмы, капища);

Наши предки еще в древние времена безошибочно находили Места Силы, которые со временем становились священными. Это и святые источники, и священные камни, и лесные поляны. Часто в Местах Силы проводились захоронения, так как считалось, что само место укрепит после погребального обряда душу человека, тем самым увеличивая его возможность помогать потомкам. От древних курганов и сейчас веет силой наших предков. Высшие Навьи имели свои святилища и капища. Именно там славу им пели, приносили жертвы (продукты для устройства культовых трапез) и требы (современное украинское слово «треба» и сейчас означает «нужно»), то есть всё то, что необходимо для проведения обрядов и жизни жрецов. Провести повседневный обряд мог каждый глава семьи, но по большим праздникам люди приходили к большим святилищам Высших Навьев. Сейчас мы только готовимся к постройке наших святилищ в Киеве и Житомире. В лесах под Киевом у нас есть два небольших походных капища, Каневская община заканчивает строительства усадьбы в древнерусском стиле под Княжей горой, на котором когда-то находилось древнее городище Родень. В Житомире природным капищем нам служат Священная для нас скала Тура и долина курганов (урочище Псыщи), где встречаются захоронения от эпохи ранней бронзы до начала XII века. Огнищане из Ровенской и Хмельницкой областей часто ездят на Священную для всех украинских родноверов гору Богит, что над рекой Збруч, где было расположено городище-святилище Звенигород, существовавшее до XIV века.

  • праздники: основные, второстепенные (их функции, значение).

Основные солнечные праздники начинаем отмечать от Коляды (зимнего солнцестояния), рождения нового солнца. Масленицу празднуем в последние дни зимы. Затем празднуем Великдень Даждьбожий на весеннее равноденствие и вслед за ним Навский Великодень, который вычисляем уже по календарю лунному (полнолуние после Великодня Даждьбожьего). В самую короткую ночь года празднуем Купала и на осеннее равноденствие – день Святовида. Первый день мая отмечаем как приход истинного лета, 21 июля – день Перуна, 21 октября – день Сварога. Самым шумным и весёлым бывает празднование основания «Великого Огня». 17 августа огнищане из разных городов Украины приезжают в Житомир и устанавливают палаточный городок на поляне у скалы Тура. В этот день проходят воинские состязания, духовные посвящения и пересдача экзаменов в школе воинского искусства. Культовым блюдом на Масленицу являются блины, на Великдень – культовые хлеба (бабки) и крашеные яйца. На день Святовида принято резать петуха и печь пироги, а на Коляду нельзя обойтись без блюд из свинины. Стол на Коляду вообще самый требовательный, на столе должно быть не меньше 12 блюд. Основная функция праздников – это проведение магических обрядов, укрепление силы духа и духовное очищение.

  • перечислите и охарактеризуйте наиболее значимые обряды.

Многие обряды и обычаи сохранились в народе до наших дней в образе суеверий. Люди совершают некоторые обрядовые действия, не  понимая их значения потому, что так делали их деды и прадеды. Мы проводим обряды осознанно, они являются не только атрибутом праздников, но и неотъемлемой частью повседневной жизни. Культовые действия  сопровождают человека на протяжении всей его жизни, начинаясь при рождении, а затем посвящении ребёнка с его торжественным омовением и назначением названого отца и названой матери. При этом названные родители произносят клятву, что если не дай боже случится несчастье с родителями, они примут ребёнка и будут воспитывать как родного. Зажигая культовый огонь, огнищане поминают Великого Сварога, приглашая подарить пламени частичку его живой души. Описать все обряды невозможно в двух словах, это и воинские обряды посвящения, и бытовая магия девушек и женщин, и поминальная тризна, завершающая путь человека в нашем мире. Приведу, к примеру, один праздничный обряд.

Весной молодые незамужние девушки на Великдень Даждьбожий поют веснянки и великодние щедривки, закликая весну прийти, подарить тепло Матери Сырой Земле. Перед этим они просят у матери разрешение весну закликать. Перед тем, как сесть за праздничный стол, зажигают огонь (свечу, если обряд проходит в домашних условиях), символизирующий дух предков (по принципу аналогии древних – огонь является частью погребального костра). За столом старший мужчина делит культовый хлеб (бабку), а дети играют крашеными яйцами. Эта игра является еще и гаданием, у кого крашанка будет самой крепкой и всех победит, тому будет больше удачи в ближайшее время. Прежде, чем начать трапезу, глава семьи просит Даждьбога принять жертву и проливает на землю через руку (от себя), несколько капель жертвенного напитка. То же делают и все присутствующие, после чего начинается праздничный пир, который заканчивается вновь исполнением веснянок, но теперь их поют не только девушки, но и замужние женщины.

10.  Существует ли в Вашей общине собственная хронология? Если существует то, какое событие положено в основу общинного календаря? По каким принципам ведется счет лет? Перечислите названия месяцев, дней недели.

В некотором смысле у нас существует собственная хронология. Те или иные знаковые события в жизни общин отсчитываются от времени основания «Великого Огня», а если быть до конца точным, то от 17 августа 1990 года, когда состоялась первая тренировка одноимённой школы воинского искусства. Украинцы сохранили в своём календаре народные названия месяцев года и дней недели, кроме чуждого названия шестого дня недели – суббота, но родноверы как Украины, так и России всё чаще называют этот день своим исконным названием – шостак. Приятно, что многие российские родноверы в последнее время называют седьмой праздный день «неделей», что приобщает их к почти утраченной общеславянской традиции. В повседневной жизни мы пользуемся общемировой системой летоисчисления, и я не вижу в этом проблемы. Вымышленные, или, мягко говоря, высосанные из пальца хронологии только дискредитируют возрождение славянского народоверия.

11.  Имеет ли Ваша община фиксированную символику, атрибутику? Раскройте значение основных общинных символов.

На нашем синем знамени изображено Золотое Солнце Сварога с двумя скрещенными молниями внутри орнамента, символом высшей духовной силы. На нашей официальной печати четыре соединённые спирали – знак Симаргла (силы навьев). Троекратная молния является знаком Перуна. Культовое оружие – меч (кинжал), символизирует мужскую доблесть и силу, а окованный в металл рог есть культовым символом благополучия и достатка. Золотое Солнце Сварога внутри круглого славянского щита уже давно стало нашим отличительным символом, и мы не намерены от него отказываться, даже если у кого-то этот знак вызывает странные ассоциации. Мы осуждаем агрессивный нацизм Гитлера и кровавый выборочный интернационализм Сталина, несмотря на то, что оба диктатора пытались использовать некоторые символы язычества в своих целях.